Фрикционная передача основана на использовании сил трения, возникающих между поверхностями гладких катков, прижатых друг к другу сближающими усилиями. Наиболее распространены передачи с цилиндрическими, коническими и клинчатыми катками.
Передача с коническими катками позволяет передавать вращение между валами, расположенными под углом, а передача с клинчатыми катками способна передавать большие окружные усилия.
К достоинствам фрикционных передач относятся: простота конструкции, плавность и бесшумность работы, а также возможность бесступенчатого изменения передаточного числа.
Передачи, позволяющие бесступенчато изменять скорость вращения ведомого вала при постоянном числе оборотов ведущего, называются вариаторами. Вариаторы выполняются с катками, имеющими лобовое касание; с коническими катками и промежуточным кожаным кольцом, а также с катками, имеющими сферическую поверхность.
Смещение ведомого катка к центру ведущего приведет к снижению числа оборотов ведомого вала. Если промежуточные кольца, зажатые между коническими катками, передвигать влево, то число оборотов ведомого вала будет возрастать. Изменение положения промежуточных катков, установленных на осях, позволит замедлить скорость ведомого вала.
Ременные передачи служат для передачи вращения на расстояние до 10-15, иногда до 25-40 м. Простота устройства и незначительная изнашиваемость - положительные качества передач. Недостатками их являются: непостоянство передаточного числа (имеется проскальзывание ремня) и громоздкость передачи.
Ременные передачи состоят из ведущего, ведомого шкивов и ремня. Наиболее распространены следующие ременные передачи: прямая (открытая), предназначенная для передачи вращения между параллельно расположенными валами, вращающимися в одну сторону; перекрестная передача, в которой ведущий и ведомый шкивы вращаются в противоположных направлениях; полуперекрестная передача, используемая для вращения перекрещивающихся валов; угловая для вращения валов, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях; передача со ступенчатыми шкивами для изменения числа оборотов ведомого вала при постоянном числе оборотов ведущего; передача клиновидными ремнями, пригодная для вращения близко расположенных шкивов. В результате заклинивания ремня в канавках шкивов такая передача позволяет передавать большие усилия. Клиновидные ремни изготовляются из нескольких слоев прорезиненной ткани.
Для передачи вращения с помощью ремня необходимо, чтобы силы трения, возникающие между ремнем и поверхностями шкивов, были больше, чем передаваемое усилие. Это условие обеспечивается натяжением ремня путем: изготовления его длиной меньше теоретической (расчетной), применением натяжных роликов, увеличивающих не только натяжение, но и угол об-хвата меньшего шкива ремнем, установкой электродвигателя с ведущим шкивом ременной передачи на салазках, а также применением винтовых, реечных и грузовых натяжных устройств.